Тестирование водителей на опьянение является обязательным во время предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей в организациях различного типа.
Содержание:
Обязательный медицинский осмотр водителей перед выходом на рейс регламентируется приказом от 15 декабря 2014 г. №835н и рядом других нормативно-правовых актов РФ.
Но для чего были введены медосмотры?
Причиной ввода новых правил стал достаточно высокий уровень ДТП у водителей, работающих в различных организациях.
Медосмотры позволили сократить количество происшествий по их вине примерно на 40-50%.
Что можно считать великолепным показателем.
Осмотры дают возможность отстранять от рейсов лиц, которые в силу состояния здоровья или опьянения, не способны управлять автомобилем с полным соблюдением ПДД.
А также увольнять по статье людей, употребляющих алкоголь перед работой на постоянной основе.
Что позволяет другим организациям избегать трудоустройства столь ненадежных водителей.
И это тоже положительно влияет на динамику ДТП.
Предрейсовые осмотры обязательны для всех лиц, работающих водителями в коммерческих и некоммерческих организациях.
Также требование касается индивидуальных предпринимателей.
Причем, как наемных водителей, так и их самих, если они самостоятельно осуществляют перевозки.
Проверка на алкоголь после рабочего дня (или рейса, если он длится более 1-го дня) обязательна только для некоторых категорий водителей.
В частности, для лиц, осуществляющих перевозку людей и опасных грузов.
То есть, под требование подпадают все водители пассажирских видов транспорта (такси, маршрутные такси, троллейбусы, трамваи и т.д.).
А также лица, перевозящие токсичные и взрывчатые грузы, включая ГСМ, аммиак и селитру.
Предварительное тестирование проводится методом анализа выдыхаемого воздуха.
Для этого могут применяться индикаторные трубки Шинкаренко-Мохова, спектрографическое оборудование и портативные алкотестеры.
Широко использовались в СССР для тестирования водителей и лиц других профессий на алкоголь.
В настоящее время практически не используются по ряду причин.
Минусы трубок:
- Отсутствие точного показателя уровня алкоголя.
- Мало продукции, имеющей необходимые для предрейсовых осмотров документы.
- Крайне неудобны в использовании.
- Требуют длительного времени для теста (около 10-15 минут).
- Очень высокая себестоимость проверок.
Также проблемой является постоянная закупка изделий, так как в наличии они бывают редко.
Спектрографическое оборудование для определения алкоголя в выдыхаемом воздухе обладает очень высокой точностью.
Также оно не чувствительно к наличию примесей в воздухе (ГСМ, ацетон, табачный дым и т.д.).
При этом современные модели еще и обладают достаточно высокой скоростью запуска и проведения теста.
Однако спектрографические алкотестеры не пользуются высоким спросом при проведении предрейсовых осмотров водителей по некоторым причинам.
Какие есть недостатки:
- Громоздкость приборов усложняет их транспортировку, если она требуется.
- Оптимальная работа возможна только от сети 220В или от прикуривателя с адаптером.
- На корректность работы влияют телефоны, в кабинете для тестирования их быть не должно, что неудобно.
- Высокая стоимость оборудования.
В частности оборудование доступно только от нескольких предприятий из РФ и Беларуси.
Портативные алкотестеры с электрохимическим или инфракрасным сенсором являются пока оптимальным выбором для предрейсовых осмотров.
Они компактные, точные, быстро проводят тестирование и выводят результат в количественном формате (в мг\л или промилле).
При этом способны на одном заряде аккумулятора проводить от 300 до 5000 проверок, редко требуют калибровки и отличаются низкой себестоимостью проверок.
Для предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей подходят алкотестеры, имеющие Регистрационное Удостоверение (РУ) и Свидетельство об утверждении типа средств измерения (Сертификат СИ).
Документы должны быть выданы Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии соответственно.
Наличие данных сертификатов является не только законодательным, но и разумным требованием.
Так как устройства, прошедшие проверку в двух инстанциях обладают всеми необходимыми характеристиками.
Предрейсовое и послерейсовое тестирование водителей на алкоголь должен выполнять тот же человек, что и медосмотр.
Это может быть врач или фельдшер.
То есть должно быть высшее или средне профессиональное образование, признанное в РФ.
А также действующая лицензия на осуществление медицинской деятельности.
Для проверки водителей организация может пойти по двум путям:
- Воспользоваться услугой сторонней компании, сотрудники которой будут приезжать и выполнять медосмотр водителей.
- Принять на работу врача / фельдшера, получить лицензию на осуществление медицинской деятельности и проводить осмотры самостоятельно.
Первый вариант, как правило, выгоднее, так как не нужно нанимать новых сотрудников и получать лицензию (что не очень просто).
Но при среднем или большом штате водителей уже становится ощутимо выгоднее и удобнее второй вариант.
Предрейсовый и послерейсовый осмотр водителей должен выполняться в отдельном помещении.
Оно должно соответствовать законодательным требованиям к медицинским кабинетам.
В том числе, следующим:
- Минимальная площадь 12 м2.
- Высота потолков не менее 2,6 м.
- Отдельное помещение для отбора биологических сред (выдыхаемого воздуха).
- Санузел для проведения тестов на наркотики по моче.
- Поверхность стен, полов и потолка ровная, пригодная к дезинфекции (дерево, обои и схожие материалы не подходят).
- Наличие необходимой мебели (письменный стол и стулья, кушетка, шкаф для одежды, сейф, процедурный столик, вешалка для верхней одежды).
- Наличие медицинских инструментов и приборов (минимум два алкотестера и десять тестов на наркотики, тонометр, термометр, фонендоскоп, медицинские шпатели, аптечка первой помощи).
Обязательной предрейсовой и послерейсовой проверки водителей на употребление наркотических средств не предусмотрено.
Однако медработник все же обязан провести тестирование, если наблюдает симптомы наркотического опьянения.
Проверка осуществляется исключительно по моче с использованием экспресс-тестов.
Тестирование должно осуществляться на следующие вещества:
- Амфетамин
- Каннабиноиды
- Опиаты
- Метамфетамин
- Кокаин
- Бензодиазепины
- Барбитураты
- Фенциклидин
- Метадон
Допускается для освидетельствования применять только тесты, имеющие Регистрационное Удостоверение от Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.
Это значительно проще для водителя и дешевле для организации.
Если экспресс-тест показывает наличие того или иного наркотического вещества в моче, то водителя отправляется на анализ крови для подтверждения.
Анализ должен выполняться в лаборатории организации (если она имеет статус медучреждения), либо в поликлинике.
Процесс медицинского осмотра водителей регламентируется сразу рядом нормативно-правовых актов РФ.
Необходимо их изучить перед организацией предрейсовых и послерейсовых проверок водителей.
Чтобы быть на 100% уверенным, что правовые акты не было внесено важных изменений, которые требуется учесть.
Область |
Основные НПА |
Организация кабинета для медосмотра водителей |
|
Осуществление транспортной компанией самостоятельной проверки водителей без привлечения медицинской организации |
|
За пропуск обязательных осмотров водителей на наличие алкогольного и наркотического опьянения.
А равно за нарушение правил проведения тестов, предусмотрены санкции.
При выявлении нарушений организация отделается крупным штрафом.
А вот, если водитель попадет в ДТП со смертельных исходом, при этом находясь в состоянии опьянения, то наказание будет куда жестче.
В частности, ответственные за осмотр лица будут привлечены к уголовной ответственности.
Вплоть до тюремного заключения.
А также проводить проверку на наркотики сертифицированными мульти-тестами с РУ при подозрениях на наркотическое опьянение.