Инвалидные коляски с электроприводом сложная техника, поэтому при их выборе возникает множество технических вопросов. На наиболее часто задаваемые из них Вы найдете ответы в подготовленном нашими специалистами материале.
Содержание:
Вопрос дискуссионный и субъективный, поэтому явного и однозначного ответа не имеет.
Но недостатки и преимущества все же можно перечислить.
Плюсы |
Минусы |
|
|
Можно сказать, что переднеприводные коляски не являются универсальными и подходят исключительно для езды на улице.
В помещениях они неудобны, а в некоторых случаях передвижение вовсе невозможно (например, в малогабаритных квартирах старой постройки).
Плюсы |
Минусы |
|
|
Если нужна коляска для помещений, либо универсальная для помещений и улицы, то заднеприводная модель является оптимальной.
Но вождение должно быть чуть более аккуратным и обдуманным, особенно на высокой скорости и по плохим дорогам.
Необходимо подбирать тип привода под конкретную ситуацию.
На механических колясках антиопрокидыватель является практически обязательным, так как при неудачном маневре легкая коляска может опрокинуться назад.
Но нужен ли он на электрических моделях?
1. На облегченных моделях весом до 70 кг, наличие антиопрокидывателя столь же важно, как и на механике.
Так как устойчивость у них хоть и несколько выше, но и скорость другая.
Поэтому опрокидывание назад вполне возможно, особенно при наезде на бордюр или порог.
2. То же самое касается электрических инвалидных колясок, у которых сзади установлены большие колеса (диаметром более 35 см).
Вне зависимости от веса, они будут склонны к опрокидыванию.
Исключением являются модели, у которых большими являются и передние колеса тоже.
3. На прочих заднеприводных колясках антиопрокидыватель можно не использовать, если ездить аккуратно.
Но все же рекомендуется не снимать защиту, так как инвалид может забыть про это и где-то наехать на бордюр и перевернуть коляску.
4. Переднеприводные модели с большими передними колесами к опрокидыванию назад не склонны. Поэтому на них классические задние антиопрокидыватели часто даже не предусмотрены.
Поэтому, если антиопрокидыватель предусмотрен в базовой или расширенной комплектации, то его лучше использовать.
Многие производители электрических инвалидных колясок практикуют ограничение максимальной скорости в базовой комплектации.
Тогда как в расширенной комплектации уже доступна возможность выбрать другой показатель.
Как правило:
- В базовой скорость ограничена 5-6 км\ч.
- В расширенной предусматривается два варианта (до 10 и 14-15 км\ч).
При покупке кресло-коляски данный момент очень важно учитывать.
Более того, стоит отметить, что некоторые производители не указывают доступность более скоростной сборки конкретной модели, либо добавляют такую возможность на более поздних модификациях.
1 вариант
Ограничение максимальной скорости установлено в программном обеспечении.
Чтобы его убрать, как правило, достаточно перепрошивки, либо даже менее болезненного вмешательства.
2 вариант
Развить скорость выше установленной не позволяет передаточный механизм.
И чтобы убрать ограничение, требуется его замена на аналог.
Что возможно только в условиях завода и часто выполняется производителями только перед продажей коляски.
Это получится ощутимо дешевле и не будет проблем с поиском организации, которая выполнит требуемые настройки.
Запас хода устанавливается производителем на основе проведенных тестирований.
В частности, коляску эксплуатируют в средних условиях и определяют, сколько она проезжает до момента, когда аккумуляторы сядут.
Тестирование, как правило, осуществляется в боксах с использованием специальных роликов, по которым коляска едет, оставаясь при этом на одном месте.
Важно понимать, что запас хода, указываемый производителем величина не точная.
В реальных условиях он может быть, как больше, так и меньше (но обычно именно меньше).
Все зависит от условий использования, технического состояния коляски, изношенности аккумуляторов и веса инвалида.
Запас хода увеличивается |
Запас хода уменьшается |
|
|
И зависит от множества моментов, учесть которые достаточно сложно.
1. Замена аккумуляторных батарей рекомендована при потере 20-22% емкости.
То есть, максимально износ аккумуляторов может снижать запас хода примерно на четверть.
2. Также учитываем, что идеальных дорог не бывает и часто необходимо маневрировать.
На это уходит еще примерно 15% емкости аккумуляторов.
3. При минусовой температуре разряд батарей происходит быстрее.
И чем холоднее на улице, тем быстрее они садятся.
Таким образом, реальный запас хода электрической инвалидной коляски может отличаться от заявленного в документах на 30-35%.
А в зимний период во время сильных морозов до 70%.
Но это максимальные значения, чаще же разница составляет около 18%.
Такой подход позволит всегда иметь определенный гандикап и не застревать с севшим аккумулятором где-то недалеко от дома.
* Подобрать электрические коляски по запасу хода можно буквально за 10 секунд в нашем каталоге, благодаря удобному фильтру характеристик.
В зависимости от типа, производителя и условий эксплуатации, срок службы аккумуляторов составляет от 6 месяцев до 4 лет.
В среднем же показатель составляет 1,5-2 года, что часто связано с несоблюдением правил использования.
Рекомендация |
Пояснение |
Не допускайте полного разряда. |
Лучше ставить аккумуляторы на зарядку, когда осталось не менее 10% заряда. |
Не допускайте перезаряда. |
На некоторых аккумуляторах идет автоматическое отключение. |
Не оставляйте аккумулятор надолго незаряженным. |
Если коляска не используется (например, зимой), нужно зарядить батареи и отсоединить от них клеммы. |
Избегайте разрядки на морозе. |
При езде в минусовую погоду желательно не доводить разряд менее 20%. |
Если на коляске 2 батареи, раз в 2 недели меняйте их местами. |
Это необходимо, чтобы избежать неравномерного износа. |
Минимизируйте использование при сильных морозах. |
При температуре ниже -15 градусов по возможности коляску лучше не использовать. |
* Соблюдение вышеперечисленных рекомендаций увеличивает срок службы аккумуляторов любого типа в 2-3 раза.
** При износе одной батареи, менять необходимо обе, причем новые должны быть полностью идентичные.
На электрических инвалидных колясках в большинстве случае используются свинцовые аккумуляторные батареи тягового типа.
А именно, кислотные и гелевые модификации.
Параметр |
Кислотные |
Гелевые |
Наполнитель |
Серная кислота |
Гелевый электролит |
Обслуживание |
Необходимо иногда доливать дистиллированную воду |
Не требуется |
Средний срок службы |
1,5 года |
3,5 года |
Хранение дома |
Не допускается из-за токсичных испарений |
Возможно |
Эффект памяти |
Отсутствует |
Если не разряжать батарею до рекомендованных 10%, со временем ее емкость сильно уменьшиться. |
Разрядка в ноль |
Влияет критично |
Вредно, но не критично |
Эксплуатация в мороз |
Допускается использование и хранение |
Не рекомендуется хранение, использование при температуре ниже -20 градусов |
Цена |
Низкая |
Высокая |
* Гелевые аккумуляторы при перезаряде выходят из строя.
Поэтому для их зарядки можно использовать только специальные ЗУ с автоматическим отключением!
** Параметры сильно зависят от производителя и интенсивности эксплуатации, поэтому указаны средние значения.
При покупке инвалидной коляски возможности выбирать аккумулятор нет.
Что поставил производитель, то и придется использовать.
А вот в дальнейшем уже можно поменять.
Если коляска будет храниться дома, то здесь без вариантов – подойдет только гелевая батарея.
Если в гараже, то можно выбирать.
В целом гелевые аккумуляторы, конечно, лучше.
Но кислотные используют все же чаще из-за отсутствия эффекта памяти (на колясках он очень неудобен) и низкой цены.
Для электрических колясок существуют аккумуляторные батареи, изготовленные специально для данного типа техники.
Как правило, это гелевые модели от европейских производителей.
Однако покупать именно их необязательно.
Подойдут любые тяговые аккумуляторы с аналогичными характеристиками (напряжение должно совпадать точно, размер не больше, емкость не меньше).
При замене кислотного аккумулятора гелевым – обязательно необходимо докупить зарядное устройство, автоматически отключающее подачу тока при 100% заряде.
Использовать к гелевым батареям ЗУ от кислотных ни в коем случае нельзя!
Использование электрических инвалидных колясок зимой запрещается при температуре ниже -20 градусов, если установлены гелевые аккумуляторы.
Так как у них существенно ускорится износ, что приведет к быстрому выходу из строя.
В остальном жестких ограничений нет.
1. Однако необходимо понимать, что при морозе разряд аккумуляторов происходит значительно быстрее.
Поэтому запас хода может сократиться в 2-3 и более раз, в зависимости от температуры.
То есть, отъезжать далеко от дома не стоит, не протестировав предварительно, сколько коляска проезжает по морозу.
2. Еще один стоящий внимания момент заключается в снижении проходимости.
По снегу электрические коляски передвигаться могут, но с определенными сложностями.
А вот при гололеде лучше все же посидеть дома, так как даже переднеприводные внедорожники вроде Майры Оптимус 2 или Otto Bock C2000 становятся малоуправляемыми.
3. Облегченные коляски с электроприводом зимой плохо пригодны для эксплуатации.
Так как у них хуже устойчивость и ниже запас хода.
При сильном морозе они проезжают совсем мало, аккумуляторы быстро садяться.
Плюс по снегу и гололеду ехать практически не могут.
4. Необходимо давать всем узлам кресло-коляски прогреться.
Для этого первые минут 5-10 рекомендуется ехать максимально медленно и без резких маневров.
После уже можно переходить к более уверенной езде.
Однако, не забывая, что управляемость снижена (желательно ездить медленнее обычного и куда аккратнее).