Правильно подобранные средства передвижения позволяют сделать жизнь пожилого человека более активной и насыщенной.
Поэтому важно максимально серьезно подойти к решению данного вопроса.
Содержание:
- Велосипеды
- Электрические скутеры
- Складные скутеры
- Ходунки
- Инвалидные коляски
- Трости
- Что не стоит покупать
Велосипед – это лучшее средство передвижения для людей в любом возрасте.
Он позволяет достаточно быстро и с комфортом передвигаться, в то же время, давая столь необходимую организму физическую нагрузку.
Полезен велосипед и для пожилых людей, если они находятся в тонусе.
Однако имеется целый ряд нюансов, которые необходимо учесть, прежде чем бежать в магазин за покупкой.
Давайте их рассмотрим.
Их не так много, но у пожилых людей, к сожалению, они встречаются не так уж и редко.
Основные противопоказания:
- Проблемы с координацией и склонность к потере сознания.
- Серьезные проблемы с суставами.
- Тяжелые сердечнососудистые заболевания.
Могут быть и иными противопоказания, поэтому стоит проанализировать анамнез и проконсультироваться с врачом.
Безусловно, шоссейный или горный велосипед дает максимум свободы передвижения.
Однако пожилому человеку лучше купить дорожную модель с низкой рамой и стандартным рулем.
Манёвренность у такого велосипеда будет ниже, как и скорость, но безопасность езды значительно выше.
К сожалению, ДТП с участием пожилых людей не редкость из-за недостаточно хорошей реакции и множества нарушения правил дорожного движения.
Поэтому необходимо заранее изучить основы езды по дорогам.
А также продумать маршруты езды, чтобы большая часть пролегала по тротуарам, велосипедным дорожкам и иным безопасным местам.
Чего нужно избегать:
- Перекрестков с 2 и более полосами в обе стороны, так как они наиболее опасны.
- Не поворачивать с крайней левой полосы (лучше проехать прямо и повернуть в более безопасном месте).
- Скоростных трасс.
- Кругового движения.
- Не переезжать пешеходные переходы, так как водители могут не успеть среагировать (все же велосипед движется куда быстрее пешехода).
При соблюдении ПДД и элементарной аккуратности риск попасть в ДТП на велосипеде куда ниже, чем на маршрутном такси или пешком.
Подавляющее количество аварий происходит из-за грубейших нарушений правил.
При правильном отношении велосипед одно из наиболее безопасных средств передвижения.
Электровелосипед отличный вариант для пожилого человека.
Он позволяет держать себя в форме, но в тоже время дает возможность не перегружать организм.
В частности, выезжать на тяге в подъемы и включать электродвигатель, когда закончились силы.
Важные плюсы наличия электропривода:
- Отсутствие перегрузок.
- Исключение излишней потливости на тяжелых участках.
- Возможность полноценного отдыха.
При покупке электровелосипеда важно выбирать модель, которая не помогает ехать, а может двигаться самостоятельно без кручения педалей.
Максимальная скорость при этом должна быть ограничена 20-25 км/ч.
Трехколесные модели велосипедов для пожилых людей являются отличным выбором.
С них невозможность упасть, потеряв равновесие, что сводит риск травматизма практически к нулю.
Плюс можно стоять на месте, восстанавливая дыхание и силы для дальнейшей поездки.
Не нужно обязательно слезать с велосипеда, чтобы отдохнуть.
Электрические скутеры являются отличной альтернативой общественному транспорту.
С их помощью можно легко добраться до магазина, аптеки, поликлиники, мест отдыха и т.д.
- Нет нагрузки на суставы, которая многим пожилым людям противопоказана.
- Официально разрешено ездить по тротуарам и паркам.
- Можно использовать при проблемах с сердечнососудистой системой.
- Значительно выше уровень безопасности.
- Проще управление.
- Допускается езда по помещениям, если скутер проходит по габаритам.
- Выше уровень комфорта.
Электроскутеры оптимальны для людей в возрасте выше 67 лет, которым ездить на велосипеде уже сложно и опасно, а общественный транспорт доставляет слишком много дискомфорта (необходимость стоять, духота, длительные ожидания и т.д.).
Электрические скутеры условно можно разделить на две группы - обычные и медицинские.
Обычные скутеры:
Предназначены преимущественно для активных молодых людей в возрасте до 45 лет.
Они быстрые, очень маневренные и проходимые.
Однако при плохой реакции и недостаточно хорошей координации движения достаточно опасны.
Для пожилых людей обычные модели не подходят, так как слишком высок риск падения, в том числе, с переломом шейки бедра.
Медицинские скутеры:
Разрабатываются специально для людей с ограниченными возможностями, в том числе, для инвалидов и пожилых.
Отличаются более высокой устойчивостью, ограниченной скоростью, компактностью и статусом реабилитационной техники.
Водительские права на них не нужны.
На большинстве моделей есть возможность ездить по помещениям.
Но самое главное, электрические скутеры данного типа в разы безопаснее для пожилого человека.
Параметр |
Рекомендация |
Габариты |
Чем больше, тем выше устойчивость. Для езды и в помещениях, лучше брать более компактную модель. |
Размер колес |
Влияет на проходимость. |
Сиденье |
Бывает простым и ортопедическим. Первый вариант хорош для активной езды на недлительные расстояния. |
Максимальная скорость |
Для езды по городу вполне достаточно 10 км\ч. |
Запас хода |
Может составлять от 10 до 70 км на полностью заряженном аккумуляторе. |
Производитель |
Беспроблемную езду дают модели от европейских брендов, как как Vermeiren, Meyra, Invacare. |
Трехколесный или четырехколесный скутер лучше для пожилого человека?
Вопрос крайне дискуссионный и единого мнения, ни у пользователей техники, ни у специалистов нет.
Общее мнение, что «трехколесники» более маневренные, но менее устойчивые и проходимые в целом имеет силу.
Но это правда лишь отчасти.
Например, скутер на 4 маленьких колесах не уступит по маневренности модели на 3 больших колесах.
Количество же колес учитывать в последнюю очередь.
Речь идет о специальных складных скутерах, разработанных для инвалидов и пожилых людей (с примерами можно ознакомиться здесь).
От стандартных моделей они отличаются компактностью, низким весом и маленькими колесами.
Также их отличает уменьшенная колесная база.
В сложенном состоянии техника превращается в подобие чемодана, ее легко переносить в руках, так как можно катить на дополнительных колесиках.
- Сложнее управлять.
- Несколько хуже устойчивость.
- Меньше скорость и запас хода.
Стоит отметить, что снижена интенсивность разгона и ограничена максимальная скорость для повышения безопасности езды.
Благодаря чему складные электроскутеры в разы безопаснее электросамокатов и схожей техники.
Поэтому недостатками ухудшение данных характеристик называть не совсем корректно, но все же эти особенности важно учитывать.
- Низкий вес.
- Компактность (вместится в любой лифт).
- Возможность передвигать на колесиках, как чемодан.
- Помещается в автомобиль, поезд, самолет.
Остальным лучше отдать предпочтение классическом медицинскому скутеру, как более безопасному, комфортабельному и простому в управлении.
Ходунки используются, как средство передвижения пожилыми людьми при проблемах с равновесием, больных суставах, после операций и т.д.
В отличие от трости или костылей, передвигаться с их помощью физически проще и безопаснее.
Роллаторы – модели на трех или четырех больших колесах.
Хороший вариант для улицы, благодаря возможности преодолевать неровности дорожного покрытия.
Используются преимущественно при проблемах с равновесием и общей ослабленности организма.
При переломах, растяжениях, в постоперационный период они не подходят.
Псевдороллаторы – ходунки на маленьких колесах, которых может быть два или четыре (как правило, именно два).
Подходят только для помещений, так как даже небольшие ямки на дороге для маленьких колес становятся непреодолимой преградой.
В отличие от роллаторов, такие ходунки не катятся постоянно, а переставляются вперед после каждого шага.
Что снижает скорость передвижения, но зато делает изделия более универсальными.
Пользоваться ими можно практически всем людям.
Шагающие – классические шагающие ходунки идут на ножках с мягкими накладками.
Для ходьбы, переставляется вперед сначала левая часть, а после правая.
Что позволяет не поднимать ходунки полностью, для того, чтобы переставить вперед.
Шагающие ходунки настолько удобнее и проще в использовании, чем обычные (которые нужно переставлять, поднимая полностью от пола), что полностью их заменили.
Сейчас практически никто из производителей не изготавливает ходунки образца 90-х годов без опции шагания.
Область использования практически любая.
Шагающие конструкции применяются даже при тяжелых случаях, таких как перелом шейки бедра.
Для этого необходимо активировать механизм, который блокирует функцию шагания.
На данную процедуру уходит буквально 10-15 секунд.
С локтевой опорой – рука до локтя полностью ложится на ходунки, что снижает нагрузку с кистей больного.
Ходунки данного типа применяются крайне редко и в основном при ослабленности рук (в том числе, кистей).
С подмышечной опорой – своего рода костыли, но с опорой в пол на четыре точки, а не на две.
При ходьбе больной держится за счет подмышечных впадин и упора на кисти.
Подмышечные ходунки считаются самыми безопасными для сильно ослабленных и прооперированных людей.
Например, их часто рекомендуют при переломах ног и повреждении суставов (в том числе, тазобедренных).
А вот для поддержки пожилого человека, которому просто нужна минимальная опора при ходьбе, они подходят плохо.
Шагающие ходунки на ножках или колесиках значительное удобнее.
Двухуровневые – имеют два места опоры.
Первое используется при ходьбе, а второе, более низкое, позволяет применять ходунки для упрощения вставания с кровати.
Двухуровневые модели предназначены для сильно ослабленных людей, наиболее часто их используют при реабилитации после тяжелых заболеваний и операций.
- Корзина позволяет возить с собой необходимые вещи. Также в нее можно класть сумки и пакеты.
- Сиденье дает возможность отдохнуть в любом месте. Особенно полезно оно, если болят ноги или поясница.
- Ручной тормоз, как на шоссейном велосипеде, предназначен для притормащивания ходунков при ходьбе под уклон и с уклона.
На других типах ходунков их не устанавливают, так как требуется максимальное снижение веса конструкции.
Инвалидную коляску стоит покупать пожилому человеку только в крайнем случае, когда иные средства передвижения недоступны.
Это объясняется тем, что использование кресло-коляски эмоционально давит, что может негативно сказываться на общем состоянии.
Плюс физическая активность минимизируется, что тоже плохо.
Параметр |
Рекомендации |
Тип коляски |
Как правило, пожилым людям подходят стандартные коляски без дополнительного функционала. |
Вес |
Желательно выбирать модели с весом до 22 кг. |
Высота спинки |
Оптимальный размер 40-50 см. |
Подлокотники |
Если нет проблем встать с коляски, чтобы пересесть на кровать, унитаз и т.д., то подойдут любые. |
Тип шин на колесах |
Только для дома оптимальны цельнолитые из пластика. С ними коляска маневреннее и не остается следов на полах. Коляска для улицы или для дома и улицы (универсальная) должна быть с пневматическими колесами. Иначе ездить будет очень жестко. |
Требуется, если пожилой человек проводит в коляске более 3-4 часов в день. |
|
Цена |
Рекомендуется не экономить и брать коляску от 30 000 руб. |
Если позволяют средства, то пожилому человеку можно купить и электрическую инвалидную коляску.
Она предоставит ему куда больше возможностей и комфорта.
Оптимально же иметь две коляски: механическую для поддержки физической формы и электрическую для длительных поездок.
Трость может служить опорой при незначительных проблемах с ходьбой, заменяя куда ходунки, которые больше подходят при серьезных нарушениях.
Главное правильно ее подобрать, соблюдая несколько рекомендаций.
- Подбор должен осуществляться по росту.
- Нижняя часть должна быть на 3 или 4 опорах.
- Необходимо встать ровно в уличной обуви.
- Опустить руки вниз вдоль туловища.
- Измерить расстояние от начала кисти до пола.
- Это будет примерная длина трости (расстояние от нижней части трости до места, где ее нужно держать рукой).
Оптимально покупать трость с наличием регулировки высоты, чтобы можно было ее настраивать под разные виды обуви.
- Такие трости гораздо легче и имеют стильный дизайн, что часто подкупает пожилых людей.
- Но наличие только одной опоры делает трость опасной.
- При попадании в ямку, на камушек и т.д., трость может перекоситься и «поехать», что приведет к потере равновесия.
- Также одноопорные изделия требуют более жесткой фиксации, поэтому кисть быстрее устает.
Другими словами стандартные трости представляют угрозу пожилым людям и создают слишком высокую нагрузку на кисть.
Поэтому лучше использовать более безопасные изделия с 3-4 опорами.
У пожилых людей суставы и кости существенно слабее, чем у молодых, в силу возрастных изменений, а также различных заболеваний (остеохондроз, артроз, артрит, остеопороз и т.д.).
Поэтому средства передвижения с высоким риском падения для них противопоказаны, так как могут приводить к серьезным травмам (наиболее частая – перелом шейки бедра).
- Самокаты
- Электросамокаты
- Гироскутеры
- Гироборды