Сегодня поговорим о правилах безопасной езды на инвалидных колясках, которые необходимо знать и соблюдать каждому инвалиду в обязательном порядке.
Содержание:
Люди, лишь изредка видящие инвалидов на кресло-колясках, уверены, что езда им дается легко и является абсолютно безопасной.
К сожалению, сами инвалиды нередко придерживаются аналогичного мнения.
Это, в первую очередь, касается тех, кому пришлось начать передвигаться в кресло-коляске относительно недавно.
Но можно встретить подобное мнение и среди некоторых опытных людей.
Что также не может не огорчать.
И, пожалуй, даже более, так как по аналогии с мотоциклами и велосипедами, практически не прощает ошибок.
Ежегодно аварии на кресло-колясках приводят сотни людей к получению дополнительных повреждений и травм.
Как правило, это переломы ног и сотрясение мозга.
Однако все не так плохо, как может показаться.
Достаточно соблюдать правила эксплуатации, чтобы полностью оградить себя от проблем.
Ниже будут представлены, с которыми обязательно необходимо ознакомиться, как начинающим, так и опытным людям!
По статистике наиболее частные причины аварий на инвалидных колясках – это опрокидывание назад или вперед при попытке преодолеть слишком крутой подъем или спуск.
У каждой коляски есть ограничение на максимальный угол подъема, спуска.
При его превышении, особенно серьезном, из-за разницы в размере колес и более нагруженной задней части, коляска гарантированно опрокидывается.
Либо же инвалид сам выпадает из кресла, если не пристегнут.
Нормальным (безопасным) считается уклон до 5 градусов, все что выше требует помощи сопровождающего лица.
С определенным риском можно преодолеть уклон в 7-8 градусов, если правильно расположить тело. А вот больше 8 градусов – вероятность опрокидывания становится слишком высокой.
Есть также факторы, которые существенно повышают вероятность опрокидывания вперед / назад.
Факторы риска:
- Большая разница в размере передних и задних колес.
- Малый вес коляски.
- Высокая скорость преодоления подъема, спуска.
Если ваша коляска подпадает под данные факторы риска – будьте особенно осторожны при езде!
Боковой уклон дороги в правую или левую сторону не менее опасен для инвалидных колясок, чем спуск/подъем.
Ширина меньше длины коляски, да и антиопрокидывателей по бокам нет.
Поэтому для опрокидывания уже достаточно уклона в 5-7 градусов, особенно если ехать быстро.
Даже вездеходы вроде Оптимуса от переворачивания на бок не застрахованы.
Возможно, вы видели, как лихачат инвалиды на активных колясках и даже занимаются многими видами спорта.
Так вот это подготовленные люди с большим опытом езды и разведенными на активке колесами.
Среднестатистический же инвалид не облает необходимыми навыками.
Поэтому вместо красивого разворота на большой скорости, он делает переворот на бок с получением тяжелых травм.
Либо вылетает из коляски.
Чтобы этого не случилось, соблюдаем требования:
- Повороты более, чем на 15 градусов выполняют после снижения скорости.
- Развороты делаются только после полной остановки.
Часто они спасают, когда коляска сильно наклоняется вперед, но все же не опрокидывается.
Стоит отдельно отметить, что резкие маневры одинаково опасны, как на механических, так и на электрических колясках.
С «электрикой» стоит быть даже аккуратнее, так как может еще и придавить тяжелой конструкцией.
Так называемые городские вездеходы (Meyra OPTIMUS 2, Otto Bock C2000 и подобные модели).
Но и на них необходимо соблюдать вышеперечисленные рекомендации.
Еще одним фактором риска, нередко приводящим к плохим последствиям, являются всевозможные препятствия.
1. Наиболее коварными являются небольшие, но глубокие ямки при езде на колясках с маленькими передними колесами (это вся «механика» и существенная часть «электрики»).
Колесико буквально блокируется, резко тормозя коляску.
Из-за этого инвалид резко подается вперед, и если не пристегнут, вылетает из кресла.
2. Второй по распространённости проблемой являются бордюры высотой более 4-5 см.
Аварии на механических колясках чаще случаются при съезде с них, так как вся конструкция сильно наклоняется вперед.
На электрических колясках, наоборот, фактор риска заключается в наезде передними колесами.
Так как они могут не преодолеть бордюр «с лёта» и резко затормозить коляску.
Как это решается:
- Если дорога плохая или неизвестная, то едем медленно и аккуратно.
- С бордюров до 5-6 см съезжаем медленно, предварительно пристегиваясь.
- Более высокие бордюры стараемся объезжать.
- На электрических колясках ни в коем случае не пытаем преодолеть бордюр с разгона.
- Если не получается заехать медленно, то лучше объехать.
Да, это неудобно, но безопасность передвижения того стоит.
Любая техника с узкими колесами в таких условиях становится плохо управляемой (велосипеды, мотоциклы, скутеры).
Инвалидных колясок это тоже, к сожалению, касается.
Поэтому при езде по таким условиям необходимо минимизировать скорость и быть гораздо аккуратнее, чем обычно.
К счастью, плохие погодные условия не столь уж и часты, поэтому можно посидеть немного дома.
На инвалидных колясках допускается езда по краю проезжей части.
Однако, если выбирается именно дорога, а не тротуар, то рекомендуется соблюдение ряда установленных и негласных требований.
Водители часто жалуются, что не замечают на дороге велосипедистов.
Так вот, инвалидные коляски являются еще большей проблемой, так как они ниже и абсолютно бесшумны.
А если планируются выезды в темное время суток, обязательными становятся приборы освещения (фары, габаритные огни, возможно боковая светодиодная подсветка колес).
На перекрестках стоит соблюдать все те же рекомендации, что и для велосипедов.
- Никогда не поворачивать налево со второго ряда, так как очень высок риск, что коляску не увидят из-за закрывшего ее автомобиля.
Порядком 90% ДТП случаются именно при игнорировании данного требования.
Если перекресток подразумевает поворот влево со второй полосы, нужно его проехать прямо и повернуть в другом месте.
Выезжать за пределы самой правой полосы в принципе на инвалидной коляске крайне опасно, поэтому необходимо избегать такого маневра не только на перекрастках.
- Всегда необходимо совершать маневр, предварительно убедившись, что вас пропускают.
Так как водители могут коляску не заметить или проигнорировать ее преимущественное право на проезд.
- Стоит избегать езды прямо и поворота налево на нерегулируемых перекрестках.
Причина все та же, коляску плохо видно и она медленная, можно не успеть увернуться от зазевавшегося водителя.
- Если дорога пересекается по пешеходному переходу, то имеет смысл дождаться людей.
Так как пешеходов лучше видно издалека и водители раньше снизят скорость.
Люди, которые впервые начинают использовать инвалидную коляску, нередко совершают достаточно обидные ошибки.
Из-за которых могут пострадать буквально на пустом месте, там, где никакого риска в принципе быть не должно.
Ниже мы опишем все ошибки, известные нашим специалистам по реабилитации.
Изучите их, пожалуйста, если вы или ваш близкий человек вынужден начать пользоваться кресло-коляской.
1. Если человек большую часть времени вынужден передвигаться на коляске, но может сам вставать для пересаживания, то он может делать следующую ошибку.
При вставании забывать ставить ноги на пол, оставляя одну или обе ноги на подножках.
Это приводит к болезненному падению.
Поэтому первое время нужно вставать осознано, полностью себя контролируя.
Через 2-3 недели, организм приучится все делать правильно автоматически, на одном подсознании.
2. Перед началом использования любой коляски необходимо заблокировать на ней колеса.
Только после этого можно в нее садиться из положения стоя или пересаживать человека, используя доску для пересаживания или иное приспособление.
3. Со временем большинство людей получают необходимые навыки равновесия.
Что позволяет им безопасно маневрировать и ездить достаточно активно.
Но на это нужно минимум несколько месяцев, а до тех пор ни в коем случае нельзя снимать антиопрокидыватели, как бы они не мешали.
Причем желательно выдвигать их на максимально возможное расстояние.
4. Не тянитесь за далеко расположенными предметами.
В первое время еще нет понимания, насколько используемая коляска устойчива, поэтому можно ее просто перевернуть.
Таким образом, можно понять коляску и определить для себя, до каких пор наклоняться безопасно.
5. Специалисты рекомендуют держать прямой угол в местах сгиба (колени, лодыжки и бедра), если нет индивидуальных противопоказаний (допускается отклонение на 10-12 градусов).
То есть, первично нужно правильно отрегулировать коляску, буквально используя транспортир или угольник.
Первые пару месяц крайне желательно осознано контролировать свое расположение на коляске.
Потом уже получится держать правильное положение на автомате.
Важно сидеть правильно не только из соображений сохранения здоровья, но и для безопасности.
Так как снижается риск, что инвалид не успеет нормально выполнить маневр, потому что ему неудобно или он слишком сполз с сиденья.
6. Как минимум, первый месяц рекомендуется применение ремня безопасности.
А когда появится навык не соскальзывания с сиденья, уже можно использовать фиксацию по необходимости (например, на плохих дорогах или при быстрой езде).
7. Еще одной ошибкой начинающих является экстренное торможение.
Коляска не автомобиль, резко тормозить на ней нельзя, так как инерция выкинет человека с сиденья или перевернет всю конструкцию.
Из нашего материала может показаться, что езда на инвалидной коляске это очень сложно и опасно. И что это практически невозможно освоить.
Однако это абсолютно не так.
Научиться хорошо и главное безопасно управлять кресло-коляской может каждый.
А, назовем их так, аварии, случаются именно из-за незнания указанных в статье моментов.
Если же инвалид или пожилой человек их прочитал и придерживается, то с ним уже все будет хорошо.